В наше первое путешествие по Италии Сиена тоже была у нас в плане. Но мы в нее приехали только под вечер и получили «затемненное» представление об этом городе. Причина опоздания была банальна — поехали не по платной дороге, а по бесплатной. Нам как-то не пришло в голову, что Тоскана — это край маленьких гор или высоких холмов, на выбор. На карте все выглядело просто — из Фиглине через Греве можно было сразу попасть на дорогу к Сиене и сэкономить на этом километров 40, ужасно не хотелось тащиться по платнику к Флоренции, а потом обратно ехать в Сиену. Решили и поехали. Оказалось, что Греве, столица Кьянти, в горах. Дорога змеилась по холмам, скорость была соответствующая, когда попали в Греве, всем захотелось отдохнуть, и мы там болтались по главной площади часа два — смотрели сувениры, заходили в магазинчики, пили кофе. Нашли винотеку с разными сортами Кьянти, у каждой деревни — свой сорт, даже у каждого склона холма. Были там и замшелые бутылки с возрастом 50-60 лет и ценой в несколько сотен евро. Оказалось, что съезд с горы занимает столько же времени, что и подъем. Поэтому в Сиену приехали часов в 6, пока дошли до площади Кампо, которой этот город знаменит, уже стемнело.
Прошлогоднее путешествие было путешествием с чудесами за каждым углом. Я был совсем плохо подготовлен, практически ничего не читал и, тем более, не смотрел картинок заранее. В таком подходе есть большой плюс — если вдруг подойти к Санта Марии дель Фьоре, не видев ее ни разу, то впечатление оглушительное. И эта площадь, на которую мы попали случайно, используя принцип — в каждом городе есть ратуша и Дуомо, вот к ним надо идти по плану и что-то будет — тоже запала в память. Еще бы — я до этого не видел площадей такого размера в виде вогнутой раковины. Минус такого подхода очевиден — можно много интересных мест пропустить. Мы так в прошлом году пролетели мимо капеллы Медичи во Флоренции, обратив гораздо большее внимание на рынок, который там раскинулся. С другой стороны, когда я попал в Париж, то страшно плевался. У меня было ощущение, что всю эту ботву в виде Собора Парижской богоматери и Эйфелевой башни я видел уже столько раз со всех позиций, что мне противно на них смотреть — так они меня достали. Франция у меня не покатила. Чужая.
В этот раз глупостей мы не стали делать. Выехали на платник и помчались к Флоренции, мчались не очень долго, попали в пробку на подъезде. Ехали в левом ряду, указатель съезда на Сиену заметили поздно и не очень отчетливо, поэтому перестроиться в правый ряд не смогли. Ладно, думаем, не единственное же место. Ан нет, единственное, пришлось съезжать с платника, ехать в город, там разворачиваться обратно на платник, и съезжать в нужном месте, в Firenze Sud. Когда там съехали, то попали на круг. Главное было попасть с круга в нужный рукав, с трудом, в целой грозди развешанных на столбе указателей, нашли слово «Сиена» и поехали в нужную сторону. Дорога оказалась бесплатной, красивой, приличного качества, не сильно извилистая. Потом вспомнили, что вроде бы по ней ездили в прошлом году. Потом въехали в Сиену, там пилили по указателю «Центр» и, наконец, увидели крепостные стены, возле них была стоянка, на которой мы встали. Какая стоянка — мы не поняли, решили, что бесплатная и обрадовались. Пошли в центр города. По пути, возле очередного собора, когда я пристраивался сделать очередной снимок, с удивлением обнаружил ту же туристскую израильскую группу, что и в Позитано. Постоял, послушал, на мне же не написано, что я по-русски неплохо разговариваю. Хотелось сказать — «Товарищи евреи! Прекратите галдеть! Перестаньте выяснять, кто где работает, перестаньте смаковать подробности последнего обеда и договариваться о месте следующей посадки! Поднимите головы, посмотрите вокруг! Вы для этого сюда приехали!» Но не сказал. Побежал догонять супругу.
Начнем сначала. Сиена стоит на каком-то неправильном холме. Не гладком, изрезанном. И, когда шли к центру, то обнаружили огромный овраг со следами «нахаловок» на самом дне. Видимо, туда не добираются налоговики и местная власть, поэтому народ выращивает что-то съедобное.
И мы пошли искать центральную площадь, на которой были в прошлом путешествии, но в темноте.
Но сначала нашли неглавную, с памятником известному священнику, ученому экономисту 18 века Салустио Бандини. Что же он такого придумал в экономике 18-го века, что ему памятник поставили? Типичные, искривленные улочки Сиены, которые повторяют контур площади… Площадь Кампо — большая вогнутая раковина, состоит из 9 секторов, по периметру на высокой стороне — дома, кафешки, сувенирная продажа. Мы тут попались, как молодые, как будто не прошли огни и воды Тушинского рынка. Купили в типично сувенирной лавке шарфик за 15 евро. Расцветка понравилась, сам выбирал, причем предлагали в конверте, запакованный, нет, захотел с витрины, где он был прищепками приколот. Домой приехали, а в местах крепления, три или четыре дырки. А мы даже и не развернули, не посмотрели.
Слева на фото виден кусок п-образного фонтана. Хорошо подсвечен вечером, но грязный. А что вы хотите? Голуби. Сам Палаццо Пубблико получился не очень, но деваться некуда. Другой снимки нет. Если у площади такое большое зеркало, то при дожде нужен внизу слив — есть, в виде раковины, проверил еще в прошлый раз. В стене крепеж для привязывания лошадей, скорее всего. На такой площади не хочется никуда спешить, хочется сесть и балдеть. Но мы люди солидные и спешащие, поэтому пошли искать местный Дуомо.
По дороге заглянули в очень симпатичный дворик, думаю, что в него заглядывают все. Это дворец Киджи-Сарачини, начали строить в XII веке, он несколько раз переходил от одних владельцев к другим, пока в 1932 г. граф Гвидо Киджи Сарачини не учредил внутри здания Академию Музыки Киджиана, где учатся студенты со всего мира. В прошлом году мы видели Дуомо, но он был в лесах. В этот раз нам повезло больше. Когда мы увидели, а потом зашли внутрь, то поняли, что наш план на обратном пути заехать в Вольтерру и Сан-Джиминиано сорван окончательно. Он, конечно, не так изящен, как во Флоренции, но тоже силен. Внутри, в отличие от Санта Марии дель Фьоре, гораздо более насыщен. Фото делать было нельзя, я и не делал. Это надо видеть. Пол, по которому нельзя ходить, потому что там мраморная мозаика громадных размеров, оформление колонн и арок, очень похожее на стиль оформления колокольни, библиотека с удивительной росписью на потолке и картинами Пентуриккио. Ну и прочие чудеса. В переизбытке. Можно было бы и поменьше. Сидели мы там долго. Потом поехали домой, прикидывая завтрашний маршрут — у нас в планах была Волтерра и Сан-Джиминиано.
Домой в темноте домчались за 1 час и пять минут. Цена опыта.