День первый, Рим, Неаполь

С Италией получилось так. Должны были лететь вчетвером. Мы с супругой и Володя с Аллой (мы с ним учились вместе в МАИ). Перед отлетом сидел допоздна на работе, пришел часов в девять, чемодан не собран. Звонит Алла. Володя поехал в Шереметьево и на обратном пути врезался в Волгу. Сам цел, но сломана нога, сотрясение мозга и вывих плеча. В Италию они не едут. Поехал к ней, пока Алла организовывала переправку на скорой в ЦКБ вместо Химкинской больницы, пока туда доехали, пока вернулся домой – уже час ночи. Супруга тем временем решала проблемы с нашим туроператором. Главная – машина была заказана на него, плюс при получении машины нужно предъявить кредитку, чтобы на ней заморозили 800 евров. А я кредитки не люблю и у меня только зарплатная, а на ней всегда ноль.
Так утром и улетели, забыв часть вещей и в разобранном состоянии.
Прилетели в Рим. Там, по плану, мы должны были провести ночь и утром поехать в Неаполь, а оттуда на пароме на Искию.
В прошлый раз, когда мы сели вечером в Фьюмичино, нас, несмотря на инструкцию ехать на поезде, соблазнили поехать на такси. В результате, как последние дураки, не договорились о деньгах и отдали 140 евро наглому таксисту. Когда мы рассказали про это на следующий день заранее заказанному гиду (наша фемина, которая уже лет десять как в Риме), то она сформулировала принцип, которому я стараюсь теперь следовать, но не всегда получается. Принцип такой – никогда не ходить куда затаскивают, а ходить только туда, откуда выгоняют.
Поэтому в этот раз поехали на поезде. В принципе, каждые пол-часа от аэропорта идут электрички, билет всего 9.5 евро, одно плохо – платформы на вокзале Термини, куда они приходят, самые дальние, через весь вокзал приходится тащиться. Зато гостиница была за углом, практически второй дом, так что бросили вещи, супруга устроилась отдыхать, а я помчался в Рим. Прошлый раз не заходили в нутро Колизея, решил себя побаловать.
Все-таки слабовато развито у меня воображение, как-то эти камни не настраивают меня на временную волну столетий, трудно мне представить, как тут шли бои между людьми и зверьем, и содрогнуться от мысли, что почва пропитана на многие метры кровью.  А вот с инженерной точки зрения здание вполне меня впечатлило. Да и масштабом тоже. Вместимость около 70 000 – практически Лужники. Строить начали в 70 году н.э., закончили через 10 лет.
Видны подземные коридоры, были еще и катапульты, которые выбрасывали зверей на арену, лифты всякие.

Много интересного нагородили древнеримские инженеры. Верхняя часть колонн слева построена из кирпичей, которые опираются на каменный блоки. Размер римских кирпичей сильно отличается от привычного нам. И он позволял делать декоративную кладку. Из современных так красиво не получилось бы. При входе виден установленный Папой Ламбертини поклонный крест в честь мучеников-христиан. Если выйти и пройтись по наружной колоннаде, то открываются отличные виды Рима.

На обратном пути забежал в собор Санта Мария Маджоре. Полюбовался на потолок, на который ушло золото двух королей – испанского и португальского – гонорар Папе, за то, что он их рассудил в одном географическом споре по поводу Западного полушария. И пошел в отель будить жену. Разбудил, на свою голову, потому что она сразу захотела есть. Пришлось кормить. Зашли в какое-то кафе. Не понравилось. И это ощущение, что итальянская кухня не для меня, преследовало меня все оставшееся время.
День второй
А на следующий день с утра ходили смотреть на Моисея работы Микеланджело в Базилике Сан Пьетро ин Винколи – все-таки родственник, я имею ввиду Моисея. Да, к тому же, мне скульптор нравится. Первый раз он мне понравился еще в Пушкинском музее, когда я увидел его “Снятие с креста”.

Снимок не очень удачный, еще не научился своим новым фотиком “стрелять”.
По легенде, когда Моисей был закончен, то Микеланджело шарахнул его по коленке молотком (кусочек отвалился) и сказал “Ну, говори!”. У Моисея явно видны рожки на голове, статую так и называют – Моисей с рожками. По легенде рожки появились из-за ошибки переводчика Ветхого завета, который так перевел слова про сияние над головой.
Кстати, нашли базилику с трудом, шли со стороны отеля, думали, что будет площадь, дом большой, а оказалось, что и площадь небольшая, да и здание так спрятано, что не найдешь. Сама базилика известна тем, что там хранятся вериги Святого Петра. И на русском название так и звучит – «Святой Пётр в веригах».
А статуя Моисея – это часть усыпальницы Папы Юлия II.

На следующий день сели на скоростной поезд (по 22 евра с носа) и поехали в Неаполь. Добрались часа за полтора. Вышли из поезда и на вокзале в справочном бюро спросили, как доехать до порта, чтобы уплыть на Искию. Оказалось, что ехать надо на автобусе R2 до остановки “Порт”. Странная идея нумерации автобусов, при том, что есть и цифровая.
По закону подлости автобусная остановка была в самом конце привокзальной площади. Сели в автобус, нашли способ узнать у италоговорящего водителя, когда выходить. И вышли. Оказалось, что до порта еще пилить и пилить. Когда я увидел здание морского вокзала и пару кораблей морского класса, то рванул туда и ошибся. Пришлось идти обратно на скромную пристань, где швартуются небольшие паромы и катера, которые отвозят туристов на остров Искию, жемчужину Средиземного моря.
Посадил жену и пошел общаться с итальянским народом в лице кассиров. Надо сказать, что в Неаполе гораздо больше попрошаек, чем в Риме. Стоят прямо у касс и нахально просят денег. В основном, женщины со специально заторможенными детьми. Я им всем терпеливо по англицки объяснял, что итальянских попрошаек должны кормить итальянцы, мне в Москве своих хватает. Не понимали. А когда одной, со следами недюжинного здоровья, сказал – арбайтен, то в ответ услышал столько итальянских слов, что почти все понял.
Нашел несколько касс, где можно было купить билет на паром, оказалось, что ближайший отходит через две минуты, схватил билеты (по 6.5 евров), побежал за женой и чемоданами (чемоданов было два, я хотел в один уместиться, но супруга меня из своего выперла, грит, нечего твоим ластам рядом с моими нарядами делать. А чего ласты? Ну была бы ближайшая юбка плиссированная). Короче, бежал я на паром как тяжелый бомбер по ВПП перед взлетом и чемоданы были как два распластанных крыла (на колесиках), но захватить паром не успел – не хватило понятной итальянским морякам терминологии, останавливающей процесс подъема трапа. Вот написал и думаю, зря, надо было попробовать.
Пришлось сдать билеты (взяли без звука), купить на другой паром (через час) и пойти погулять, чтобы сделать пару фоток с набережной. Вот что получилось. На этом снимке можно узнать пароходы, почти лайнеры, которые идут в сторону Сицилии или Сардинии, а, может, и далее. На заднем плане виден известный по картине Карла Брюллова (похороненного, кстати, в Риме) вулкан Везувий. Облака и море добавлены для красоты.

Чтобы у вас не создалось впечатления, что в Неаполе ничего, кроме двух пароходов и ржавой пристани нет, повернулся, как избушка, спиной к гавани и снял кусочек Неаполя. Слева Castel Nuovo, на горе – кусок замка Сан Элмо и Церкви Сан Мартино. Подошел паром и народ рванул на штурм. Неприятной особенностью парома является то, что машины в нем, почему-то, расположены на первой палубе, а туристы – на второй, куда ведет неширокая крутая лесенка, очень “удобная” для одновременного вноса двух чемоданов. А куда деваться, сидеть 1.5 часа в душном салоне, куда неминуемо проникает запах солярки, практически невозможно. В море волна была довольно приличной и возникли опасения, что съеденные панини захотят вырваться на свободу. Я, конечно, делал вид, что со мной такого – ни в жисть! А вот супруга знаменита случаем, когда в молодости она на югах поехала на пароходе по “лунной” дорожке (ночью, в абсолютный штиль, когда отблеск солнечного света от лунного диска создает прелестную рябь, уходящую к линии горизонта), ее вынесли с этого парохода и около часа откачивали на берегу. С тех пор никаких лодок, судов и пароходов. На мои уговоры, что за двадцать лет мотания на авто по дороге на дачу, когда на грунтовке с ямами в полметра глубиной нас на скорости около 40 км в час мотало как космонавтов в тренажерном зале и теперь никакая качка не страшна, мне давался вежливый и твердый ответ, что в авто была только боковая качка, а ей страшна продольная.
Собрав всю волю в кулак (в данном случае воля совпала с перилами парома, так что пальцы не разогнуть), мы отправились в открытое море. На самом деле это был Неаполитанский залив.
Пока еще недалеко отошли от берега, смог, не сходя с места, чтобы не захватили пронырливые туристы, сделать пару панорамных снимков. И такой пейзаж длится довольно долго. По мере перемещения вдаль от берега волнение усиливалось, стали попадаться отдельные угрюмые острова, утыканные, в некоторых местах, домами. Примерно через час с небольшим показался и сам остров Иския и мы вошли в тихую гавань, потому как она была отделена от моря массивными стенами. Я еще не знал, что на катере такого типа, который виден слева, тот, что побольше, поеду смотреть побережье. Но об этом потом.
Народ ухватил свои чемоданы и быстро покинул паром, как будто он тонул.
Пристань опустела, все куда-то распихались и настала пора ответственного решения – на чем ехать до отеля. Пошел разговаривать с аборигенами. Один из них на понятном английском объяснил, что можно ехать на автобусе за 1.2 евра или на такси за 35. И не то, чтобы мерзкое зеленое животное с пупырчатой кожей схватило меня липкой лапкой за горло. Я легко расстаюсь с дензнаками, когда они адекватны работе или товару. А тут мне показалось, что это наглая навязанная услуга, как у нас в Шарике, и решил помучить жену автобусом. Тем более, не ясно, сколько ехать.
Дошли до автобуса, купили в будке два билета и там же спросили, на какой садиться. Сказали, что либо 1-ый либо 2-ой. Стоим, ждем, подходит, садимся. На нашу беду рядом оказалась русскоговорящая, которая сказала, что знает, где выходить.  Вышли по ее совету через максимум 5 остановок. Еще подумалось, какой же я умный, что не взял такси. Потом пришло прозрение – вышли в горах, а обещали, что отель рядом с морем. Уставились в невзрачный дом, на котором написано, пансионат “Багнителло” и поняли, что вышли не там – у нас отель “Багателло”. Стоим, как дураки на горной дороге. Уже стемнело. Рядом овощная лавка. Продавец в очках, увидев нас с чемоданами, подошел и стал спрашивать, в чем дело. Рассказал про нашу беду. Он тут же пошел за прилавок, достал телефонный справочник и начал вызывать такси. А оно и само подошло. Сели в странного вида вагончик и поехали. Ехать оказалось не очень долго. Но 30 евро с нас все равно слупили – 20 за людей и 10 за багаж. Я понял, что мы всего в два раза дороже наших вещей в данном сегменте услуг. На красоты отеля внимания не обратил, завалились в ресепшн, отдали паспорта, приземлились в комнате, пошли поужинать в ресторан (здесь у нас был полупансион), вернулись в номер и начался дождь с градом. Достойное завершение трудового дня.

Далее