Цетинье

Когда мы еще только собирались в Черногорию, то практически все нам советовали посетить действующий монастырь Острог, основанный в 17-ом веке. В монастыре лежат мощи Василия Острожского, силы чудодейственной, исцеляющей. К ним даже мусульмане едут здоровье просить.
Монастырь в Цетинье, бывшей столице Черногории, был основан еще раньше. Этот монастырь уже более пятисот лет является резиденцией черногорских митрополитов. В церкви при монастыре хранятся главные святыни – мощи Св. Петра Цетиньского, нетленная правая кисть Св. Иоанна Предтечи (раньше она принадлежала дому Романовых, во время гражданской войны была вывезена вдовствующей императрицей Марией Федоровной (матерью Николая II) в Копенгаген. Она же пожелала, чтобы святыня хранилась на православной земле, и передала ее Черногорской Митрополии), а также часть Животворящего Креста Господня.
Единственный вопрос, который нас волновал – это дорога до Острога. Точнее, степень ее страшности. Начали прояснять обстановку. Я уже говорил, что у нас приятели проехали всю Черногорию на машине и не один раз. Поэтому первый вопрос был к ним – ну как дорога? Проехать можно? Не жуткая? Да нет, нормальная дорога – получили мы в ответ – правда, последние километры идут над обрывом, ограждения нет, дорога узкая, но, в принципе, проехать можно. Да, вспомнили, попутчица наша, которая сидела на заднем сиденье, все время плакала. От страха.
Так, подумал я. Будем прояснять обстановку. Лезу в Интернет, ищу рассказы о путешествиях в Черногории. На одном форуме читаю – Но самая жуть, когда по дороге на Острог разъезжаются два экскурсионных автобуса. Тот, который едет вверх, начинает сдавать задом. И такое ощущение, что едет в пропасть. Некоторые туристы не выдерживают и  начинают умолять, чтобы их выпустили, но нельзя – двери автобусные открываются прямо в пропасть.
Завершило картину объявление, которое вывесила одна фирма в Бечичах, торгующая экскурсиями.
Она дала лучшее определение предстоящего путешествия, поставив экскурсию в Острог на первое место (за фотку спасибо Samokate).

И вот наступил день, когда мы из пешеходов и автобусников превратились в отвязанных от отеля путешественников на самобеглой коляске из Страны восходящего солнца. Сразу скажу, что коляска оказалась так себе – руль пустой, коробка нечеткая, в багажнике что-то громыхало на колдобинах. Короче, Ниссан Ноут не показался.
Но ездить ездил.
Утром мы стартовали в Цетинье, решив, что если получится по времени добраться до Острога – попробуем.
Дорога на Цетинье как-то резко стартовала в горы. Только выехали из отеля, только педали в машине нашел и на тебе – переходи на вторую и тащись наверх. Я даже не хотел было поворачивать, увидев указатель на Цетинье. Саму эту дорогу я уже видел, с пляжа. Она тонкими линиями перечеркивала горы и скрывалась за перевалом.
Дорога вполне хорошая. Я даже вышел в кармане, сфоткал Будву. Она оказалось больше по площади, чем я думал. И расти ей больше некуда. Кстати, зелень дальнего холма тоже нарезана дорогами. Видно? До Цетинье ехать километров 40. Доехали быстро и без приключений. Монастырь тоже быстро нашли. Сначала на Google Maps в отеле. А потом я уже на месте сориентировался.
Бросили машину на стоянке и пошли. На дороге стояла небольшая церквушка. Строгая и простая. А сам монастырь был чуть дальше. Тоже строгой архитектуры. Без излишеств. В монастыре по территории ходить не разрешают. Для туристов доступны два места – музей и малюсенькая церквушка с главными святынями. Пускают туда порциями, нужно подождать, когда наберется некоторое количество желающих. Пока супруга находилась в церковной лавке, я стоял на улице и наблюдал.
Мне понятны люди, которые смотрят на монастыри и храмы, как на исторические или культурные памятники. Понятны и паломники, которые готовятся к посещению святых для них мест. Но совершенно непонятны пляжные туристы, которые становятся верующими на 15 минут. Так, на всякий случай поставим свечку, деньги не большие, хуже не будет, вдруг поможет. В этот раз я наблюдал компанию наших, человек восемь. Приехали на миниавтобусе. Всем давно известно, что в православные монастыри не пускают женщин в коротких юбках и брюках, майках с голыми руками. Наши приперлись чуть ли не в купальниках. Особенно хорош был их предводитель. Здоровенный мужик с бритым черепом, в маечке-алкоголичке,  с бретельками. Весь в татуировках черно-красно-синих тонов. Змеи, трезубцы, языки пламени, полный набор сатаниста. Это клубная символика, доверительно и мирно сообщил он обалдевшему служителю-экскурсоводу.
Во многих монастырях есть накидки, которые выдают неправильно одетым. В России они в темных тонах, и платки и юбки. В этом монастыре накидки очень красивые, белые. Будем фоткаться, а чё? После монастыря пошли в город. Поняли, что в Острог уже не успеваем до темноты.
По дороге почерпнул сведения о крупнейших музеях мира. Теперь знаю, куда и, главное, сколько идти. Ватикан, Лувр, Прадо, Уффици, Эрмитаж, Метрополитен, Старая Пинакотека, даже сделаю вид, что Пергамон – знакомое слово. Но Царицыно как в эту компанию затесалось? Впрочем Dahlem – берлинский район, если верить Интернету, тоже неясен.
И еще. Пишу, никак не могу понять, зачем он здесь, этот столб с табличками, показывающими, насколько далеко вы сейчас от центров цивилизации? Ну да ладно, столб ржавый, видимо снять “кривые” таблички невозможно. Прикипели. Хотя, из уважения к музеям, могли бы и покрасить.
Перед тем, как поехать домой, решили еще немного побродить по городку и перекусить. Шаблонное определение – сонное царство – не совпадает с ощущением. Неспешное и несуетное существование – гораздо ближе. Идеальное место, где можно лечить расшатанную нервную систему.
Одинокий пешеход, три часа дня. И еще одно ощущение вспомнилось. Для меня поход на вещевой, строительный или продуктовый рынок периода дикого капитализма сильно напоминает нелегальное пересечение границы враждебного государства. Мы с продавцами живем в разных странах, убить не убьют, не ограбят (надеюсь), но урон кошельку и настроению могут нанести существенный. Лозунг “Не обманешь – не продашь”, написанный симптоматическими чернилами, висит над каждым торговым местом. Мясо нужно нюхать и смотреть, не лежит ли оно в лужице марганцовки, при этом следует понимать, что Парижская палата мер и весов находится в Париже и краснеть за рыночные средства измерений не собирается. Ткань нужно щупать и убеждать самого себя, что это действительно последняя коллекция, только-только поступившая из подмосковной Италии, а уж если покупаете доски, то смотреть нужно каждую, если не хочешь накупить горбылей вместо имитации бруса категории А.  В Цетинье отношение продавцов заметно другое. Супруга зашла в магазин за каким-то шарфиком, с ней возились минут двадцать, было уже давно понятно, что ничего не подошло, а все равно, не облаяли, не послали. Авто мы бросили на стоянке, где паркуются не только легковушки, но и автобусы, привозящие экскурсии. Там же и мини-рынок обосновался. Так и тянет сказать – бойкое место. А не могу. Духа наживы не ощущается. Мы медленно прошли по рядам, на нас не кидались с криками – Уважаемый, что ищем? Конечно, товар с туристической спецификой – бусыкружкиполотенцамайкикепки. Долго выбирали штору на дачное окно. Купили, скатерть смотрели, не взяли, объяснили, почему не берем, нас поняли. На нас не давили. Решили мне купить футболку, одну купили, а вторую продавцы брать не посоветовали, сказали, что не личит. Они выходят из-за прилавка и встают на твою сторону. В прямом и переносном смысле. Где это видано? Отвык я от такого, точнее, нигде не встречал. Чтобы тебя не прессовали и не пытались впарить.
Ну и на закуску, в смысле, обращаю ваше внимание на размеры – это блюдо у них называется мини-пицца. Страшно подумать, как же выглядит макси и сколько человек ее несут к столу? Домой возвращались той же дорогой. И, остановившись в другом кармане, сделал снимок оставшейся части Будванской ривьеры. Свети Стефан все нашли? На следующий день была запланирована поездка в Старый Бар.

Далее