Старый Бар

На следующий день мы отправились в Старый Бар. Дорога была уже знакомой, поэтому поехали на юг, уверенные в себе. До Бара доехали довольно быстро, по дороге отмечая, что роскошные бухточки есть и за Свети Стефаном. Где-то на окраине Бара увидели указатель на Старый Бар и поехали, рассчитывая, что вот-вот он прорежется перед нашим носом. Но, видимо, это был указатель из серии “Ну, где-то в этом направлении, если повезет, то, может быть, и найдете”, потому что мы проехали какой-то тоннель, выскочили к морю и поехали дальше на юг. Когда стало понятно, что еще чуть-чуть и будем в Албании, развернулись и поехали назад. Причина ошибки стала понятна позже, нам почему-то втемяшилось в голову, что раз Бар – портовый город, то и Старый Бар тоже. Авотфиг. Оказалось, что он ближе к горам, чем к морю. Дорога к нему местами мало отличалась от дороги на нашу дачу и по степени совершенства и по интенсивности движения. Если ямы присыпали, то уже счастье. Или мы закоулками добирались? Про это не могу уверенно сказать, а вот то, что кроме нас там гуляли еще человека 4 – это точно.
Перечислять, кто и когда захватывал Старый Бар, кто и когда его разрушал и в какие государства он входил, можно долго. Последние триста лет он был вполне жизнеспособен под турками, но в 1878 году его захватили черногорцы и полуразрушенный город прекратил свое существование. Плюс еще недавнее землетрясение. Короче говоря, целых зданий в городе практически нет. Город мертвый, и его огромный плюс заключается в том, что он не притворяется живым.
Тут для меня какая-то загадка образовалась. С 1443 года город входил в состав Венецианской республики. В нем было около 30 готических дворцов в стиле Возрождения, 16 церквей и монастырей, 4 тысячи жителей. Турки взяли город без боя, обошлось без разрушений. Триста лет город развивался, строился, хорошел, приобретая черты восточной культуры.
Вот снимок, сделанный в 1877 году. Все цело.

И тут его захватили черногорцы, разрушив, практически, до основания. Смотрю на схему Старого Бара, из турецких построек там отмечена только только баня, остальное – дворцы, церкви (именно церкви, а не мечети), служебные здания, типа таможни или порохового погреба, дворец епископа и дворец князя. Получается, что православные воевали с турками, а разрушили католический город. Восстанавливать город не стали. Видимо, стало выгоднее селиться возле моря – рыбаки, порт, Ядранский путь. С другой стороны, дома рядом с крепостной стеной стоят. Есть тут какое-то несоответствие и загадка.
         
Вот так выглядит Старый Бар в наши дни. Панораму сняли на обратном пути, дома с крышами за крепостной стеной – это новоделы, старых домов там не осталось. Башня стоит. Горы интересные, слоистые, проклееные лесными полосами.
Когда начал писать про Старый Бар и искать инфу в Интернете, то загадка разъяснилась – выяснилось, что при штурме крепости взорвался пороховой склад. После чего город восстанавливать стало бессмысленно. А может быть и некому было.
Кстати, если хотите сами посмотреть на гугловской карте (maps.google.com), где это находится, то нужно просто скопировать вот эти координаты +42° 5′ 36.73″, +19° 8′ 7.52″ в строку поиска. Видно, что лучше всего сохранилась Цитадель, крепость, которую начали строить еще в 10 веке. Она в правой части фото, такой почти прямоугольник со скругленными краями. А рядом с крепостью, с левой стороны, видна четырехскатная крыша под черепицей. Вот как раз здесь пороховой погреб и был. Что интересно, все дома снесло взрывом, а крепость осталась. Это и понятно, строили с запасом, ясно было, что по крепости будут стрелять. И не из рогатки.

… Машину бросили в тени, у крепостной стены. Рядом со стеной обнаружили мечеть, догадались по минарету.
 
Чуть пониже, симпатичный домик. Движение не сказать чтоб интенсивное.
 
Вошли внутрь башни. Это маслодавильный пресс. Рядом что-то похожее на венецианского льва. Имеет право.
 
Вышли из башни и попали в замкнутый на себя мир. 
 
Если в Цетинье еще как-то ощущалась цивилизация, живущая своим неторопливым и несуетным ритмом, то в Старом Баре ощущение времени пропало совсем. Его заменило состояние покоя.
Прошли чуть дальше, и тут мой инженерный взгляд порадовало деревянное колесо с лопатками. Ну чисто ступень авиационного компрессора или турбины.
 
Для тех, кто недоверчив от природы, даю фотку.

Ну что скажете? Похоже? Интересно, что оно крутило? Нужно было спросить. Понятно, что, скорее всего, использовали воду, которая шла по акведуку. Его мы еще увидим.
А далее мы пошли по широкой лестнице, конструкцией очень похожей на лестницу Кордонато, по которой так хорошо подниматься на Капитолийский холм не скажу в каком городе.
 
Конечно, догадаться о том, что это были за дома, если от них остались только фундаменты, не просто. Да это и не нужно. Просто идешь наверх. Проходишь мимо развалин  церкви Св. Николы (15 век), от которой осталась только часть стены с фреской,
 
замечаешь симпатичное деревце все в цвету,
 
И доходишь до Цитадели, перед которой стоит стройный кипарис? Тут я не уверен, это явно не инженерное сооружение.
 
Через бойницу, хотя для бойницы она великовата по размерам, виден акведук. Построен при турках, в 16-17 веках. Кривовато. Безумно раздражает домик на переднем плане.
 
А вот и сама Цитадель, с другого ракурса.
 
Видно, что город находится на крутом косогоре.
 
А почему бы и не быть в состоянии покоя, за крепостной стеной и с такой горной защитой? Тем более, что кроме тебя никого нет.
 
Нет, сорри, все-таки нашелся нашелся один турист упитанной наружности.
 
А это новый Бар, там, вдали, и виден кусочек моря.
 
Оливковые деревья на фото иногда получаются с  каким-то серебристо-седоватым оттенком.
 
Некоторые дома успели восстановить.
 
Несмотря на палящее солнце и разогретые камни, уходить не хотелось. Но нам нужно было к четырем часам попасть в аэропорт Подгорицы, поэтому мы свернули экскурсию и поехали вниз, к морю. Просто искупаться. Пляж запомнился тремя особенностями – размером, камнями и отсутствием кабинок.
Вот он, вид в сторону порта.
 
И в сторону Свети Стефана.
 
Теперь, когда про размеры пляжа все сказано фотками, про камни. Примерно в метре от берега камни в море резко крупнеют. И они скользкие. Когда-то, давным-давно в Москве газоны огораживали заборчиками из водопроводных труб. Такая Т-образная конструкция, покрашенная в зеленый цвет. Смотрелись они бедно. Сейчас неутомимая мэрская фантазия обнесла заборчиками, которые свариваются ЖЭКовскими умельцами, все газоны г. Москвы. И красят их преимущественно в черный цвет. Выходишь во двор и такое ощущение, что ты на Ваганьково.
Так о чем это я? Я по этим водопроводным трубам ходил. Метров 50 проходил точно, не падая. Сейчас, конечно, чувство баланса не то, но проблем с заходом в море не было. А тут были. Рухнул через тридцать секунд. Жену предупредил, чтобы сразу садилась и сползала в море. Не поверила. Тоже рухнула. Считайте, что я вас предупредил.
Про кабинки тоже все понятно. Их не было. Хотя, если это не пляж, а просто берег, то претензия снимается.
Больше мы в Баре не видели ничего. Как показал беглый набег на Интернет, недалеко от места нашего купания, растет оливковое дерево, ему уже более 2000 лет. Охраняется от пионеров и юннатов государством. Чтобы не получилось, как в шутке из Литгазеты нашей молодости. Долго спорили старожилы о возрасте дуба за околицей. Юннаты спилили дуб и  споры как-то сами собой прекратились. 
Вот оно, правда, такое фиг спилишь. Координаты 42° 5′ 22.82″ N  19° 6′ 56.12″ E.
   
Кстати, город раньше называли Антибариум, подчеркивали, что он стоит напротив итальянского Бари. И, как оказалось, один из первых сеансов радиосвязи Маркони провел между Баром и Бари. Сохранился текст первого разговора.
– Алло, Мария-Кристина, это ты? Ты меня слышишь? Треск не мешает?
– Гильельме, дорогой, ты куда пропал на неделю, я волнуюсь, что случилось? Где ты?
– Я – в Баре.
– В баре? Ты же говорил про гениальное изобретение! Про эксперимент, который изменит всю нашу жизнь! А ты в баре! Целую неделю? Без меня…. С Франческой????!!!!!
Информация об этой скандальной связи просочилась в газеты и Маркони прославился на весь мир. Как изобретатель радио.
Искупавшись, сели в машину и поехали в аэропорт. Зачем? Ответ в последней части повествования.