Поработал

Бросив вещи в общаге, пошел на новую работу.

Меня сфоткали, выдали пропуск, показали офисное помещение и стенд, где планировали использовать прибор. В офисе меня подвели к компу с Windows for Workgroups 3.1 и Word 2.0. Меню у него было на корейском. Хорошо, что я помнил, где что и почти не промахивался, находя в менюшках View и Edit, а, главное, Save and Exit. Вообще, после вольницы в нашем НИИ, где мы ставили на компы все, что необходимо, затарившись дисками с софтом в Митино, в KARI было совсем скучно – стояла только лицензионная математика.

Стенд был во временном помещении, что-то среднее между большим сараем и ангаром. Там же стоял и сам прибор. Пошарил по интернету, нашел картинку, чтобы дать представление. Там стоял, конечно, не такой, а более старый и громоздкий. Здесь видна только оптика, лучи и канал, в котором течет воздух. Скорость измеряется в точке, где лучи пересекаются.

В лазерном измерителе скорости измеряется не скорость газового потока, а скорость частиц, которые летят вместе с потоком. Их специально подмешивают в поток выше по течению. Чтобы скорость частиц была практически равна скорости потока, их размер должен быть в районе одного микрона.

Частица пролетает через пересечение лучей, рассеивает свет и этот рассеянный свет собирается приемной оптикой, так как в нем содержится информация о скорости. Проблема в том, что микронная частица света рассеивает очень мало. Плюс рассеяние вперед, по ходу лучей раз в сто интенсивнее рассеяния назад. А рассеяние назад приходится ловить в том случае, если канал непрозрачный, что было и у нас в НИИ на наших стендах, и в KARI. Плюс еще одна беда – мощные падающие лучи упираются в заднюю стенку и могут запросто забить свет от маленькой частицы. Нужно было настроить систему так, чтобы задняя стенка не мешала работать.

Как лечить было понятно еще в Москве – нужно было разделить передающие и приемные каналы и придумать устройство для настройки системы после этого разделения. Осталось идею реализовать на практике. В общем, все получилось, как и было задумано.

Из любопытства поинтересовался, как принималось решение о приобретении именно этой системы. Оказалось, что молодой спец после окончания верхнего корейского учебного заведения и выхода на работу, недели через две получил задание подобрать лазерную измерительную систему. Он обратился в представительство компании и ему подобрали систему силами компетентного, доброжелательного и совершенно не заинтересованного манагера по продажам, тыщ за двести долларов.

Это еще не все. Когда для настройки системы мне пришлось изобретать устройство и понадобился датчик термоанемометра, то я обнаружил, что этих датчиков закуплено два или три шкафа. Сейчас простейший датчик стоит под 400 евро штука, сложный – больше 1000. Раньше были дешевле, но не намного. Даже и не хочу прикидывать, какая сумма была заморожена в этих шкафах.

Так как к 93 году я уже много лет прожил при социализме и как-то к нему привык, то заметить его знакомые черты в ЮК не составило труда. Социализм это учет! Если использовать это правило как критерий, то социализма в ЮК было на порядок больше, чем в СССР. Каждый шаг снимался на фотоаппарат, тут же проявлялся и печатался в пунктах “Кодак”, рассыпанных по городку, как кукуруза в голубятне. Главное – это успеть и задокументировать. А что получится – не так важно. Итоговые отчетные тома были совершенно неподъемные.

Как пример, этот измеритель скорости был довольно габаритным и тяжелым устройством, один лазер тянул килограммов на 50. И все это с блоками оптики стояло на ровной металлической плите приличных размеров. А сама плита была установлена на координатном устройстве – не в одной же точке измеряют скорость. Нужен профиль скорости, например, от верхней стенки до нижней. Вот это координатное устройство и перемещает плиту с прибором, так, чтобы можно было измерять скорость в разных точках канала. В KARI его купили, а мы у себя стащили с производства фрезерный станок тонны на полторы и приспособили.

Сижу я в ангаре, починяю примус, как вдруг двери распахиваются, влетает толпа энергичных корейцев, которые под горизонтальной трубой с окном, через которое должны были лазером светить, начали лепить опалубку из досок, тут же и бетономешалка подъехала. Я смотрю на опалубку, понимаю, что заливают фундамент под координатное устройство и одновременно понимаю, что маловато будет – установочные винты будут свешиваться. Не встанет. Звоню Киму, объясняю ситуацию. Он говорит, что нет, все уже запущено, сделать ничего нельзя. Пусть заливают. Потом вызовем второй раз.

Заглянул в их щитовую – знаю мощность стенда, вижу, что раза в два они с мощностью электрооборудования пролетели. Причем и в этом случае, и в случае с опалубкой ошибки какие-то детские. А какие могут быть ошибки, если институту в 93 году исполнилось всего 4 года? Я это понимаю, но все равно очень подозрительно отношусь к корейскому автопрому, точнее всему механическому – жду подвоха.

Кроме лечения прибора пришлось провести еще и семинар – в контракте было оговорено. Рассказал то, что знаю. Народ слушал, вопросы задавал. Всю лекцию часа на два записали на видео. Интересно было бы посмотреть.

Иногда с д-ром Ли общались на отвлеченные темы. Один вопрос меня интересовал – зачем в ЮК начали заниматься авиадвигателями? Дело это непростое. Страны, которые могут сами сделать двигатель для самолета, можно пересчитать по пальцам одной руки. Он задумался и стал говорить, как премьер-министр ЮК – электронику подняли, судостроение подняли, химию подняли, нужно было заняться чем-то технологически сложным и экономически выгодным, вот и пошли в авиацию.

Три месяца пролетели незаметно, д-р Ли предложил мне остаться на год – я, как спец, стоил ему раз в пять дешевле американца. Но был еще и второй момент. В то время в СССР лазерными измерениями скорости в турбомашинах занималась только наша команда. Ближайшая к нам команда была в Праге, одна в Германии, еще парочка в США и все. Так что выбор у него был небогатый.

Но в этот год дочь пошла в ВУЗ, да и из НИИ увольняться еще не пришло время, и в октябре вернулся в Москву – тонкий, звонкий и прозрачный – сидел три месяца на голодной диете, сначала по нужде, потом привык.

В целом было интересно, ну и ребятам помог. Казнить бы их, конечно, не казнили, но вопрос про неработающую систему, купленную за бешеные деньги, могли бы и задать. А там – кто знает?